- АРУЗ
АРУ́З, аруд, система стихосложения, возникшая в арабской поэзии и распространившаяся в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Теория А. впервые разработана в трудах арабского филолога VIII в. Халиля ибн Ахмеда и получила развитие у более поздних иранских теоретиков, в частности в трактате «Сад таинств о тонкостях поэзии» поэта XII в. Ватвата, в филологических трудах поэта и философа XV в. Абдуррахмана Джами. Ритмообразующим элементом стиха в А. является определенное четкими правилами чередование долгих и кратких слогов, согласно особенностям арабской фонетики. Система эта начала применяться впоследствии в поэзии на фарси, а затем и в тюркоязычной поэзии, хотя для тюркских языков различение гласных по долготе не характерно. Кратким слогом в А. (обозначение ) считается открытый слог с кратким гласным, долгим (обозначение ) открытый слог с долгим гласным или закрытый слог с кратким гласным; закрытый слог с долгим гласным считается в персидской поэзии полуторным (). Два кратких слога могут стягиваться в один долгий или заменять его. Комбинация долгих и кратких слогов образует стопу основной элемент стиха. Насчитывают до 8 основных стоп, различные сочетания которых дают 19 основных метров, из них 7 с одинаковыми стопами (хазадж, раджаз, рамаль, мутакариб, вафир, камиль, мутадарик) и 12 с разными (тавиль, мадид, басит, кариб, сари, мудари, гариб, мушакиль, муджтасс, хафиф, мунсарих, муктадаб). Однако любая основная стопа каждого метра может быть подвергнута различным изменениям (зихаф), благодаря чему число вариантов метров возрастает. Камиль, вафир, тавиль, мадид, басит специфически арабские метры; гариб, кариб, мушакиль метры иранского происхождения. Остальные метры встречаются как в арабской поэзии, так и в поэзии на языке фарси-дари и в классической поэзии тюркоязычных народов. Метр рубаи жанра, чрезвычайно распространенного в поэзии многих стран Востока, является народным и под схемы А. подгоняется искусственно. А. оставался единственной системой стихосложения для арабской, персидской, таджикской и ряда тюркоязычных литератур вплоть до XX в., когда были впервые сделаны попытки ввести новые метры (силлабо-тонический стих, вольный стих и др.).
Литература:
Крымский А., Арабская литература в очерках и образцах, М., 1911;
Вахид Табризи, Джам-и мухтасар. Трактат о поэтике, М., 1959;
История персидской и таджикской литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970, с. 100 и сл.Н. Б. Кондырева.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.